Инструктивно-методическое письмо об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 (далее –ФГОС ООО), с 1 сентября 2022 года во всех образовательных организациях Российской Федерации начнется прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс).
Согласно указанному документу, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный предмет «Второй иностранный язык» может быть включен в учебный план основного общего образования в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки» (далее – учебный план) по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (см. пункт 31.1 обновленного ФГОС ООО).
Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образование от 31.08.2021 № 03-1420, даны разъяснения по реализации данного положения обновленного ФГОС ООО в том, что учебный предмет «Второй иностранный язык», в случае поступления соответствующих заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, включается в учебный план только при наличии в образовательной организации, реализующей программу основного общего образования (далее – образовательная организация), необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий.
Образовательная организация, при наличии необходимых условий, должна предложить перечень иностранных языков для выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся изучения второго иностранного языка.
Следует отметить, что при наличии в образовательной организации необходимых условий и возможности для реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС ООО, образовательная организация имеет право принять решение об обучении несовершеннолетних обучающихся 5–9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей).
При этом, согласно положению ФГОС ООО, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС ООО 2010), формирование учебного плана осуществляется с учетом того, что изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» является обязательным.
Таким образом, для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2010, изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» является обязательным.
В обновленном ФГОС ООО (пункт 45.4) описаны предметные результаты по учебному предмету «Второй иностранный язык», ориентированные на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на уровне, превышающем элементарный, в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социаокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно — познавательной) и должны обеспечивать овладение основными видами речевой деятельности, фонетическими и лексическими навыками, устной и письменной речью, и пр.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляется право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ, достижение которых обеспечивалось в других образовательных организациях. Порядок зачета утвержден приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30 июля 2020 г. № 845/369 «Об утверждении порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Порядком определены правила зачета и установлено, что зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей результаты пройденного обучения.
Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью). При этом зачету не подлежат результаты итоговой (государственной итоговой) аттестации.